Итак, вы сделали более-менее нормальный статичный микс, по правилам, которые были описаны в первой части брошюры на этом сайте.
Что мы имеем – это готовый стерео микс, в котором уже есть:
Объем – за счет панорамирования отдельных инструментов.
Глубина – за счет использования реверберации на мелодии и НЕ использования реверберации на басовых инструментах.
Четкость – за счет эквализации инструментов, которые мешали друг другу.
Плюс ко всему уровень громкости микса на дБ метре колеблется от -7 dB до -1 dB, возможны некоторые всплески выше 0 dB.
Теперь сделаем так, чтобы микс стал круче во всех смыслах – представьте, что надо показать трек другу, перед этим сделав быстрый мастеринг.
Шаг 1
Избавляемся от незначительных перегрузок выше 0 dB. Для этого ставим на мастер канал Fruity Soft Clipper (FX Slot 1).
Шаг 2
Теперь ставим на мастер канале параметрический эквалайзер Fruity Parametric EQ (FX Slot 2) и за ним сразу же однополосный компрессор Fruity Compressor (FX Slot 3) c параметрами:
Threshold: 0 dB Ratio: 1:1 Gain: 0 dB Attack: 0 ms Release: 200 ms Type: Soft/R
Выглядеть это должно примерно следующим образом (на картинке микшер FL Studio 6):
Шаг 3
Возвращаемся к Fruity Parametric EQ.
Условно разобьем сигнал на четыре частотные зоны.
Область баса – 90 Hz, область мутности 800 Hz, область громкости – 3000 Hz, область четкости – выше 8000 Hz.
На рисунке ниже показано, как выглядит настроенный полосовой фильтр (эквалайзер), в соответствии с требованиями, которые, как правило, и предъявляют к музыке в целом.
Имеются в виду: басы, прозрачность, громкость, высокие частоты.
Примерно так это выглядит во Fruity Parametric EQ:
Примечание Как видите, лишние, неиспользуемые полосы были отключены (OFF), чтобы не грузить процессор, и чтобы звук был лучше (хотя как это влияет на звук - там ведь 32-х битные операции :) )
Для тех, кто не любит много читать, ниже есть таблица:
Часта (Frequency) |
Ширина полосы (Band width) |
Тип фильтра (Type) |
Примечания |
90 Hz |
~0.27 |
Peaking |
Нужно увеличивать в зависимости от материала на 1-4 dB. Иногда используют тип фильтра Low shelf, начиная с 300 Hz.
Таким образом, увеличиваем басы. |
800 Hz |
сильно зависит от материала |
Peaking |
Нужно уменьшать в зависимости от материала. Создавая звуковой мост в области 800 Гц, мы убираем мутность, добавляем неподдельное фирменное звучание.
Кстати в области 700-800 Гц можно поэкспериментировать с другими инструментами, а только не с целым миксом. |
3 kHz |
сильно зависит от материала |
Peaking |
Нужно увеличивать до тех пор, пока хэты не дадут о себе знать назойливым жужжанием – тогда скидываем обратно на 1 дБ меньше, чем было, и переходим к работе в области 8 kHz и выше. |
8 kHz |
~1 |
High shelf |
Увеличиваем на 1-5 dB, правда, здесь многое зависит от материала. Не могу не согласиться, что надо больше слушать, чем смотреть в эти таблицы. Может быть, поможет… увеличить четкость и придать коммерческий лоск-шип. |
|
|
|
Важно
Когда вы прошлись по всем четырем полосам счастья – вернитесь к исходному миску – отключите эквалайзер – проверьте – может, эквалайзер все портил?
Еще полезно периодически слушать любимые треки, сделанные на ваш взгляд профессионально, во время эквализации равняться на них - не перебарщивая с громкостью (соблюдая только относительный баланс частот), так как впереди микс ждет еще прокачка компрессором. |
Шаг 4. Компрессор
Во-первых, Fruity Compressor - это однополосный комбинированный с лимитером компрессор. Это значит, что после него на Master Track’e уже не надо использовать ни клипер, ни лимитер.
Во-вторых, сейчас при мастеринге отдают предпочтение многополосному компрессору, но однополосный компрессор легче настроить правильно, его проще понять и использовать.
Итак, для использования Fruity Compressor на финальном миксе, выбирают тип компрессора (Type) Soft, Soft/R или Vintage, Vintage/R – для таких стилей, где на первом плане идут партии ударных: drum’n’bass, techno, progressive house.
Время атаки (Attack) мастер-компрессора выбирается от 0 до 15 ms, чем меньше, тем лучше. Если время атаки будет большим, то потеряется динамика.
Время освобождения (Release) варьируется от 100 до 200 ms. И, пожалуй, еще раз повторюсь, что все значения параметров, приведенные здесь, носят исключительно рекомендательный характер и не претендуют на 100% совместимость с вашим музыкальным материалом и вашим представлением о правильном звуке.
Теперь обратимся к таблице, в которой в порядке возрастания уровня прокачки приведены изменяющиеся параметры компрессора (Compressor type: Soft/R).
Threshold, dB |
Ratio, x:1 |
Gain, dB |
Attack, ms |
Release, ms |
Комментарии |
-2 |
2 |
3 |
0 |
200 |
Легкое уплотнение микса |
-3 |
2 |
4 |
0 |
200 |
Дальше – больше! |
-4 |
3 |
6 |
0 |
200 |
Уже подходит для трансляции на радио, так как должны исчезнуть длительные спады ниже -6 dB. |
-5 |
4 |
8 |
0 |
200 |
Самое время начать сравнивать громкость вашего трека с громкостью треков на вашем любимом диске. И еще можно делать корректировочные изменения на Fruity Parametric EQ (FX Slot 2) |
-6 |
5 |
9 |
|
200 |
Так называемый Loud Mix |
-6 |
5 |
9 |
2.3 |
106 |
Loud Mix 2 |
Вот и весь быстрый мастеринг! Удачного микса! Для точной подстройки роторов зажимайте левый Ctrl, а для сброса по умолчанию – нажимайте колесико мыши, что эквивалентно Alt + Left Click.
|