Сайд-чейн – это такой эффект, когда уровень громкости одного канала регулируется уровнем другого канала. Как правило, для этого трюка используют специальные сайд-чейн компрессоры, но в FL Studio этот эффект реализуется очень просто с помощью Peak Controller’a и обычного Fruity Compressor’а.
Peak Controller – это плагин, который преобразует амплитуду входящего в него сигнала в специальные сигналы управления. Это не midi, но выработанные сигналы можно использовать для автоматизации параметров других плагинов.
На рисунке ниже представлен пэд, уровнем которого управлял кик в прямой бочке таким образом, что, когда кик играл – пэд затухал.
Как только вы освоите нижеизложенный трюк, вы найдете еще, как минимум, пять способов применения замечательного Peak Controller’a.
Итак, приступим.
А. Нам нужен источник звука, который будет служить входным сигналом для Peak Controller’a. Пусть это будет кик, стандартная прямая бочка (140 bpm).
Пропустим ее через Insert 1 микшера, пока пустой.
Б. Теперь нам надо то, к чему мы будем применять эффект сайд-чейна, допустим – это “сплошной” гоа-бас (в реальности сайд-чейнить можно что угодно: перкуссию, пэды, голос, лидирующий синт).
Пропустим наш бас через Insert 2.
В. Теперь на Insert 1 ставим Peak Controller, а на Insert 2 ставим Fruity Compressor.
Настраиваем Peak Controller:
Volume Wheel (VOL, peak amount) – Параметр соотношения громкость-вход/громкость-выход. Устанавливаем в крайнее правое положение (+200%). Tension (TNS) – этот параметр отвечает за характер изогнутости графика реакции. Устанавливаем около 20-25%. Убираем MUTE, таким образом, входной сигнал не заглушается. Активируем RAMP, этот флаг отвечает за сглаживание быстроменяющихся значений, чтобы предотвратить щелчки.
Настраиваем Fruity Compressor:
В основном настройки, на которые надо обратить внимание это Ratio и Attack. Ratio устанавливается от 6:1. Чем больше степень компрессии, тем ярче будет выражен эффект сайд-чейн. Attack – подойдут небольшие значения, так как нам необходима быстрая реакция на изменение амплитуды.
Теперь автоматизируем параметр Threshold у компрессора, так, чтобы порог уменьшался, когда играет кик.
Правой кнопкой Threshold -> Link to controller…
Перед нами появляется окно Remote control settings:
В рамке Internal Controller (Внутренний контроллер) выбираем Peak ctrl (Fruit kick) – Peak
В выпадающем меню Mapping formula выбираем: Inverted, или просто прописываем: 1-Input и жмем Accept. Все готово. Наслаждаемся результатом.
Напоследок хочу сказать, что я видел в Сети очень объемную статью про сайд-чейн в разных музыкальных редакторах, с использованием различных сайд-чейн компрессоров и, в том числе, про сайд-чейн в FL Studio, но это не остановило меня.
Предваряю вопросы. Почему бы просто не использовать автоматизацию volume?
В принципе можно, но у такого способа есть ряд недостатков, один из которых это возможный нежелательный всплеск выше 0 dB. Когда вы работаете с Fruity Compressor (в который “скрыто” встроен лимитер) перегрузки в большинстве случаев убираются. Более того, классическое понятие сайд-чейна предполагает изменение именно ratio у компрессора – это правило, его надо знать, чтобы потом было что нарушить.
Какие еще трюки можно делать с помощью Peak Controller?
Хотя бы следующие три: Динамическое освобождение трека, одного или нескольких инструментов от заданных частот. Неявное замыкание на себя. Автоматизация посыла на эффект.
Коротко о Mapping Formula
Mapping Formula – это функция, выражающая зависимость между входом и выходом контроллера. По умолчанию F(Input) = Output. Визуализация Mapping Formula - это график в первой четверти, в единичном квадранте.
Как и следует ожидать, ось абсцисс (X) это Input, ось ординат (Y) это Output. Причем выход никак не нормируется, все, что меньше нуля считается нулем, все, что больше единицы считается единицей. Параметры тригонометрических выражений задаются в радианах. Кстати сайд-чейн можно было реализовать c линейной (default 1:1) формулой, если задать базовый уровень (BASE) в 100%, а VOL (peak amount) -200%.
Доступные Mapping Formula выражения (из FL Studio 6 Reference Manual)
+ |
addition |
a+b |
* |
multiplication |
a*b |
- |
subtraction |
a-b |
/ |
division |
a/b |
^ |
power |
a^b |
Sin |
sine |
Sin(a) |
Cos |
cosine |
Cos(a) |
Tg |
tangent |
Tg(a) |
Ctg |
cotangent |
Ctg(a) |
Sec |
secant |
Sec(a) |
CoSec |
cosecant |
CoSec(a) |
ArcSin |
antisine |
ArcSin(a) |
ArcCos |
anticosine |
ArcCos(a) |
ArcTg |
antitangent |
ArcTg(a) |
Exp |
exponent |
Exp(a) |
Sqrt |
square root |
Sqrt(a) |
Ln |
logarythm base e |
Ln(a) |
Log10 |
logarythm base 10 |
Log10(a) |
Log2 |
logarythm base 2 |
Log2(a) |
Neg |
negative |
Neg(a) |
Abs |
absolute |
Abs(a) |
Pi |
pi |
Pi() |
Sum |
sum of arguments |
Sum(a,b) |
Min |
minimum |
Min(a,b) |
Max |
maximum |
Max(a,b) |
Round |
round to nearest integer |
Round(a) |
Int |
integral part |
Int(a) |
Frac |
fractional part |
Frac(a) |
IfE |
returns 1 if a=b |
IfE(a,b) |
IfL |
returns 1 if a<b |
IfL(a,b) |
IfG |
returns 1 if a>b |
IfG(a,b) |
IfLE |
returns 1 if a<=b |
IfLE(a,b) |
IfGE |
returns 1 if a>=b |
IfGE(a,b) |
Case |
returns b if a=1, else returns c |
Case(a,b,c) |
Input |
the value sent by the controller you linked (MIDI or internal) |
Input |
Tension |
the same as the tension wheels |
Tension(Value,Speed) |
|